Фрейдизм
Фрейдизм - классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта.
В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Неофрейдисты остаются в рамках фрейдизма, пока принимают схему Оно - Сверх-Я и Я, но выходят за рамки ортодоксального фрейдизма, когда по-другому видят взаимоотношения этих начал. В концепции классического психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эрик Эриксон, развивая психоанализ, стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.
Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм. Аналогично по поводу психодинамического подхода: фрейдизм является разновидностью психодинамического подхода, но психодинамический подход - шире фрейдизма, к нему не сводится.
Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:
Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем в конечном счете лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение.
Все дети проходят через Эдипов комплекс. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
Психосексуальное развитие проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.
Психоаналитический подход по З.Фрейду включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.
На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:
Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания
Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие
Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя
Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении
Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (Супер-Эго)
Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения
Цель психотерапии в классическом психоанализе - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Основной метод - анализ свободных ассоциаций.
Критика фрейдизма
Теория, сам подход и общекультурное наследие Зигмунда Фрейда вызывали и вызывают самые ожесточенные споры.
Интересно, что в России Фрейда знают и уважают гораздо более, чем Скиннера. В Америке - напротив, бихевиоризм и конкретно Скиннер гораздо более уважаемы, нежели Фрейд и фрейдизм. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По почти единодушному мнению членов ассоциации, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер. Впрочем, З.Фрейд был назван вторым[1].
Фрейд повлиял на всю европейскую культуру, например, на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З.Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно.
От творчества З.Фрейда пошли:
- собственно фрейдизм или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта,
- психоаналитическое направление, выводящее все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства и, шире, - объясняющее, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает,
- психодинамическое направление, которое связывает происходящее в душе человека с глубинной борьбой (динамикой) бессознательных сил.
Фрейдизм
В широком смысле слова, под «фрейдизмом» подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.
Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:
- Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем, в конечном счете, лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение[2].
- Все дети проходят через Эдипов комплекс[3]. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
- Развитие детской сексуальности проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную[4].
Психоанализ
Психоанализ (в широком смысле этого слова) объясняет, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает.
Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого условные выгоды:
Мама ругается на дочь «бездельница», но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что, на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это психоаналитический подход.
Или же подобным образом мы можем узнать причины значимых или повторяющихся в жизни другой нашей пациентки событий, которые, вероятнее всего, сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции: оказывается, мама всегда говорила дочери «мужчинам доверять нельзя», и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно - это тоже психоаналитический подход.
Психоанализ в более узком смысле, как психоаналитический подход - подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.
Этот подход гораздо более широко распространен, чем фрейдизм, и понимается гораздо шире, нежели его трактовал З.Фрейд. Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут оказывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, «раскопать» эти детские влияния - задача психоанализа.
Тема важности материнской любви в детстве - это психоанализ, а не фрейдизм.
Психоанализ - не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме[5] и ее влиянии на жизнь взрослого человека - не фрейдизм, но вариант очень спорного психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня - но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ.
Психодинамическое направление
Нередко психоаналитический подход именуют также психодинамическим подходом. Думается, это не совсем точно, между этими подходами есть некоторая разница.
Психодинамический подход - подход, согласно которому все происходящее на поверхности, в больной или здоровой психике человека, определяется глубинной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики[6].
При этом в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика - это обязательно столкновение первичных сексуальных влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения (как подросткового периода, так и разные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека). В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их - задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.
Стремление к превосходству, комплекс неполноценности[7] - это психодинамический подход, но не фрейдизм. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н. Мясищева - разновидность психодинамической психотерапии[8]. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия - аналогично.
Психодинамический подход – также не синоним бесспорного. Разговоры о прошлых жизнях и их влиянии на вашу жизнь сегодня (трансперсональная психология[9]) - не фрейдизм и не психоанализ, но вариант очень спорного психодинамического подхода.
В психоаналитическом и психодинамическом подходе работали К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (назовем наиболее известные школы и направления): транзактный анализ[10], психодрама[11] (как ее разновидность - системные расстановки[12]) и телесно-ориентированная психотерапия[13].
Анализ фрейдизма
Анализируя учение Фрейда, не следует путать три существенно разные вещи: фрейдизм, психоанализ и психодинамический подход. Разные специалисты могут к этим направлениям относиться диаметрально противоположно и вполне реальна ситуация, когда кому-то из учения Фрейда близко и кажется ценным одно, но не близко и кажется спорным, а то и абсурдным, другое. Далее мы разбираем собственно фрейдизм, не касаясь напрямую психоаналитического и психодинамического подхода.
Итак,
Научность используемых понятий
Можно ли утверждать, что основные понятия фрейдизма могут быть названы научными понятиями?
Имеющиеся данные говорят, скорее, о том, что введенные З. Фрейдом понятия не имеют определенного научного содержания и относятся к области поэзии и мифологии.
Основным критерием «научности» какой-либо теории является ее эмпирическая проверка. Ортодоксальный психоанализ не имеет ни одного эмпирического подтверждения. Более того, он имеет множество экспериментальных опровержений. В частности, постулаты психоанализа противоречат «фундаментальной ошибке атрибуции» (невозможности предсказания поведения человека на основе его личностных характеристик) и экспериментах в сфере социальной психологии, показавших незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.
«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)»[14].
Лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничего общего с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).
Не существует эмпирических свидетельств ни одного из положений психоаналитической теории, таких как идея, что развитие проходит через оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадию, или что маленькие мальчики испытывают страсть к матери, ненавидят и боятся своих отцов. Нет эмпирических свидетельств того, что механизмы, которыми психоанализ достигает своих целей, — такие, как перенос и катарсис — действительно опираются на теорию[15].
Одно дело сказать, что неосознаваемые мотивы играют роль в поведении. И совсем другое - утверждать, что все наши мысли и действия направляются подавленными сексуальными и агрессивными побуждениями; что дети испытывают эротические чувства к родителю противоположного пола; и что маленькие мальчики враждебны по отношению к отцу, которого они считают соперником в борьбе за привязанность матери.
Неосознаваемые воспоминания, обнаруженные в лабораторных исследованиях автоматизма и имплицитной памяти, совершенно не похожи на неосознаваемые воспоминания в психоаналитической теории.
Реальный лечебный эффект
Многие исследователи творчества З. Фрейда утверждают, что Фрейд неоднократно прибегал к фальсификациям, рассказывая об эффективности используемых им методик.
Одно из известных и наиболее блестящих выздоровлений, как указывает автор, произошло с «человеком с волками», названным так, потому что его невроз начался со сна, в котором он видел белых волков. Фрейд поспешил сделать заключение, что эти белые волки символизируют нижнюю одежду матери и отца. Этот пациент был позже опрошен психологом и австрийским журналистом, которые обнаружили, что приступы у бедняги продолжались спустя шестьдесят лет после того, как Фрейд посчитал его выздоровевшим.