Кантианство
Система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философии, возникшие под влиянием его идей. Кантианство охватывает разнообразные философские учения, которые разделяют стремление Канта исследовать природу и границы человеческого познания в надежде поднять философию до уровня науки. Каждое течение внутри кантианства, как правило, сосредотачивалось на своем собственном отборе и прочтении идей Канта. В 1790-х гг. в Германии появились так называемые семи-кантианцы, пересматривавшие те элементы кантовской системы, которые они считали неадекватными, неясными или даже ошибочными; к семи-кантианцам относились Фридрих Шиллер, Фридрих Бутервек и Якоб Фридрих Фриз (1773-1843). Период с 1790 по 1835 был эпохой посткантианских идеалистов (идеализм). Значительное возрождение интереса к Канту началось в 1860.
Аналитическое кантианство
АНАЛИТИЧЕСКОЕ КАНТИАНСТВО - направление исследований, возникшее в англо-американской философии в 1960-х годах и нацеленное на решение сформулированных И. Кантом задач средствами Аналитической философии. Появление и развитие аналитического кантианства связано с более широким процессом пересмотра отношения к традиционной метафизике, характерным для аналитической философии этого периода. Ведущим философом аналитического кантианства является П. Стросон. Аналитическое кантианство - плод интереса аналитических философов к теории познания И. Канта. Поставленные в «Критике чистого разума» проблемы созвучны аналитическим исследованиям организации человеческого сознания. Работы раннего этапа предлагают реконструкцию кантовской теории познания на эмпиристской основе. Дальнейшей тенденцией стало стремление к более целостному восприятию идей И. Канта. Так, амер. философ Г. Эллисон предлагает «положительную» интерпретацию трансцендентального идеализма. Известны также работы П. Гайера (главного оппонента Г. Эллисона), К. Америкса, П. Китчер (интерпретации с позиций философии сознания), Б. Лонженесс (интерпретация учения о категориях), Р. Хоуэла, К. Кассама (трансцендентальная дедукция и «трансцендентальный аргумент» как способ философского рассуждения) и др. В основе аналитического кантианства лежит глубокий конструктивный конфликт между предметом исследования - трансцендентальной философией - и эмпиристскими пресуппозициями аналитиков. Разрешение этого конфликта ведет либо к переформулировке кантовских проблем, либо к пересмотру исследовательских предпосылок аналитической философии.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 10.